ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ РОССИИ

Национальная идея России должна быть доступной и привлекательной в плане соответствия запросам граждан и быть ориентирована на общественно-историческую перспективу. Она должна развивать национальную идентификацию России в глобальном мире. Ее созидание должно осуществляться в рамках целостного изменения парадигмы развития человеческой цивилизации на основе:

 Образовательно-мировоззренческого обучения, воспитания и саморазвития гражданина-патриота, способного самостоятельно сформировать целостное и зрелое мировоззрение, в качестве фундамента для созидания высокообразованного, высоконравственного и высококультурного человеческого капитала, востребованного не только на рынке труда, но и обществом в целом;

 солидарной демократии, в том числе в области соблюдения прав, свобод и ответственности граждан путем предоставления им качественных услуг и глобальной доступности коммуникационных технологий/информаций/знаний;

 обеспечения национальных интересов, безопасности и обороноспособности;

 концепции общественно-государственной политики в области науки, культуры и образования;

 конвергентного принуждения существующих государственных, политических, финансовых, предпринимательских и иных институтов к оптимальному и эффективному взаимодействию/сотрудничеству;

 актуализации передовых научных знаний, включая достижений фундаментальной науки;

 гармонизации экологических/конверсионных/разоруженческих и иных инновационных технологий;

 системного прогнозирования, противодействия и ликвидации неопределенного множества противоречий любой природы и сложности, включая межгосударственные, межрегиональные, идеологизированные/экстремистские/тоталитарные/фундамен-талистские и иные конфликты;

 разработки и практической реализации перспективной и долгосрочной модели социально-экономического и политического развития в целях обеспечения вышеизложенных целей.

Б. Система образования в России.

Всеобщая декларация прав человека (статья 26, пункт 2) гласит: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

Образование – это система взаимодействия участников (субъектов и объектов) процесса оптимальной передачи от субъектов объектам передовых знаний, информации и умения, их воспитания и выработки у них навыков самовоспитания в целях формирования объектами целостного гражданственного мировоззрения путем созидания у них адекватных образов восприятия окружающей среды.

Дошкольное образование. Оно должно быть ориентировано на подготовку ребенка к школе, но при этом не должно лишать его детства.

Среднее образование.

 Цель: выпускник школы должен быть в состоянии самостоятельно сформировать целостное и зрелое гражданское мировоззрение, в качестве фундамента для формирования себя как носителя высокообразованного, высоконравственного и высококультурного человеческого капитала;

 восстановить аттестат зрелости и выпускные экзамены;

 программа обучения в школе должна быть пересмотрена. Количество учебных дней в неделю, желательно, должно составлять 5 дней.

Общение с молодым поколением, получившим в последние годы среднее и высшее образование, показывает, что полученное образование не в полной мере соответствует целям и задачам реализации национальной идеи России. Ныне действующая система ЕГЭ контрпродуктивна и направлена на широкомасштабное формирование поколения образованцев. По нашему мнению, ЕГЭ должно проводиться только в отдельных случаях и на добровольной основе только для тех выпускников школы, которые планируют продолжение образования после школы. В этом случае ЕГЭ становиться аналогом ранее существовавшей системы вступительных экзаменов для абитуриентов ВУЗов.

Высшее образование. Еще Козьма Прутков говорил, что «специалист подобен флюсу – он односторонен».

Представление о том, что подготовка выпускника ВУЗа должна соответствовать сиюминутным требованиям рынка в корне ошибочно (рынок для человека, а не наоборот). Еще в 70-х годах прошлого века ректор МВТУ им. Н.Э.Баумана, действительный член АН СССР Г.А.Николаев писал в центральной прессе о необходимости расширения преподавания в технических ВУЗах гуманитарных дисциплин, поскольку это соответствовало бы задачам формирования не просто специалиста-профессионала, но и целям формирования личности и гражданина.

По нашему мнению, выпускник ВУЗа за время обучения должен овладеть как профессиональными знаниями по специальности широкого профиля, так и гуманитарными знаниями, необходимыми для его деятельности в качестве созидательного члена общества. В зависимости от требования конкретного производства должна осуществляться «тонкая» доводка выпускника ВУЗа (желательно под наблюдением наставника-производственника).

В ходе своей трудовой деятельности выпускник ВУЗа должен совершенствовать свои профессиональные знания как самостоятельно, так и путем обучения на курсах повышения квалификации или путем получения второго или третьего высшего образования. Это в принципе не исключает возможности полной смены своей профессиональной ориентации.

В заключение можно предложить следующий лозунг:

За Мир Знаний, Свободы и Созидания! За ликвидацию невежества образованщины!