Проблема упорядоченности Всемирного Гражданского Общества (ВГО)

 

Несмотря на безудержный рост количества жителей Земли (демографический фактор), девальвации человеческого капитала в решении глобальных проблем не произошло. Напротив, созидательная и социальная роль каждого индивидуума возрастает многократно и начинает приобретать планетарную значимость. Это вызвано тем, что человечество переживает беспрецедентный информационный взрыв (когда количество информации ежегодно возрастает в разы) и широчайшее распространение получают высокоскоростные технологии глобальных коммуникаций (благодаря компьютерным, в том числе интернет, технологиям). В этих условиях определяющее значение приобретает такое качество человеческого капитала, которым в состоянии обладать только всесторонне развитая и высоконравственная личность в отличие от конформистского профессионала узкой направленности, мало пригодного для жизнедеятельности в соответствии с реалиями XXI века. Это утверждение можно проиллюстрировать многочисленными примерами из реальной жизни различных стран и народов. Только в нынешних условиях появилась возможность всестороннего и полноценного вовлечения человеческого фактора в созидательную деятельность человечества. Только в нынешних условиях появилась возможность всестороннего и полноценного вовлечения человеческого фактора в созидательную деятельность человечества.

Происходящая смена парадигмы развития человеческой цивилизации обусловлена переходом к принципиально новой системе технологических укладов, производственных отношений и производительных сил. Интенсификация процессов глобализации, включая лавинообразное расширение возможностей межличностного общения и доступа к беспрерывно увеличивающемуся потоку (впрочем, не всегда достоверной) информации, повышает значимость человеческого капитала и его качества, в том числе применительно к области гражданских отношений.

Потребление, до недавнего времени выступавшее в роли двигателя социально-экономического прогресса, становится социальной болезнью с криминальными симптомами, сходной с игроманией, наркоманией и т.п. Ресурс среднего класса как гегемона общества потребления приближается к исчерпанию. Возникает всеобщая потребность в созидательных и состязательных гражданах без границ.

В. В результате гражданские отношения и инициативы развиваются поверх национальных и межгосударственных интересов и границ, становясь всемирным фактором, а гражданские сообщества неудержимо вовлекаются в открытую систему всемирного гражданского общества (ВГО).

Формирующаяся система межгосударственных, социально-экономических, гражданских и иных отношений уязвима - она формируется хаотично и зачастую с опорой на противоречивые и ложно понимаемые национальные интересы и иные ценности. Как следствие, мировое общественное сознание и сама система в целом подвергаются усиленным атакам вируса антигуманной идеологии выживания, тем самым углубляя глобальный и разноуровневый кризис доверия. Важнейшими угрозами, исходящими от идеологии выживания являются консервация разбалансированности системы, агрессия разрушения и отрицание общественной перспективы, интеллектуальная импотенция. К сожалению, свою лепту в эти процессы вносит и научно-экспертное сообщество, которое воспринимая на подсознательном уровне установки идеологии выживания, выносит на суд общественности якобы обоснованные сценарии и безальтернативные математические модели грядущего Апокалипсиса.

Идеология выживания выражается в тотальном и агрессивном антигуманизме и безграничной вседозволенности. Эта идеология носит разноуровневый и разноплановый характер. Для "молчаливого" большинства населения - это выживание в прямом смысле слова. Для среднего (якобы креативного) класса - это идеология потребления. Для политического и делового сообщества/истеблишмента - это ведущая в тупик теория прогрессирующего застоя, известная также как теория "сдержек и противовесов" (обновленное и отретушированное издание известного тезиса "Разделяй и Властвуй". Постулаты выживаемости: «После нас хоть потоп», и «Да здравствует пир во время чумы».

Для системной разработки долгосрочных концепций и стратегий развития глобального характера необходимо дополнить властные и бизнес структуры третьим субъектом: созидательным ВГО.

В возникновении ВГО есть своя железная логика: так же как наличие важных национальных проблем находит свое отражение в национальных гражданских обществ, так и система глобальных проблем конца XX века с неизбежностью порождает ВГО.

Во-первых, доминантой созидательной деятельности ВГО должен стать приоритет общечеловеческих ценностей над более частными (региональными, национальными, классовыми). Во-вторых (и это вытекает из сказанного), созидательная деятельность ВГО должна вызывать существенную коррекцию в общественном сознании отдельных народов и стран, а также в индивидуальном сознании. В-третьих, созидательная деятельность ВГО должна базироваться на передовых научных знаниях, что связано с невозможностью решения глобальных проблем просто при помощи «здравого смысла», в обход новейших достижений естественных, технических, гуманитарных и философских наук. Сложный комплекс глобальных проблем может быть решен только на основе использования всего комплекса научного знания, которое сегодня концентрируется прежде всего в так называемых стыковых отраслях.

Потребность в актуализации многообразных ресурсов всемирного гражданского общества неоднократно декларировалась, в том числе ООН. Однако ООН - это всемирное межгосударственное образование и, в силу своей изначально провозглашенной миссии по развитию межгосударственных отношений и урегулированию возникающих в этой сфере конфликтов, не предназначена для гармонизации всего разнообразия многогранного спектра человеческих отношений.

В отличие от государственных, межгосударственных и бизнес структур (имеющих в исторических рамках относительно короткий и ограниченный цикл целевого функционирования и развивающихся по специфическим законам) ВГО обладает долгосрочным циклом жизнедеятельности и способно эволюционировать, в основном, по специфическим (только ему присущим) законам направляемого развития.

Без учета противоречивого взаимодействия этих структур невозможно научное прогнозирование будущего и выработка стратегий развития Человечества.

Таким образом, на первый план все больше выдвигаются общечеловеческие интересы, обязывающие сочетать с ними – во имя сохранения цивилизации, выживания человечества – все другие интересы. Действие этой тенденции обязывает оздоровить жизнь людей, исключив из нее представления и взгляды, несовместимые с гуманизмом. Существует важнейшее средство сохранения человечества – оптимизация условий его существования при обязательном исключении насилия над природой, общественными отношениями, личностью. Сценарий направляемого развития ВГО предполагает выработку и реализацию философии познания и ненасильственного развития на основе ценностных, морально-нравственных мировоззренческих принципов: гуманизм, созидание, солидарность, состязательность и т.п.

ВГО является сверхсложной системой, для которой характерны следующие свойства:

·                            сложноорганизованным системам (таковой является и система «общество-природа») нельзя навязывать пути их развития, скорее необходимо понять, как способствовать реализации их собственных тенденций, как выводить системы на оптимальные пути;

·                             для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития, следовательно, распознав их и отвергнув апокалипсический вариант, есть возможность осознанно, с использованием достижений того же научно-технического прогресса, найти такой вариант дальнейшего развития, который устраивал бы человека и вместе с тем не являлся бы разрушительным для природы;

·                             для оптимального оперирования со сложными системами и управлениями главное не сила, а правильно по своей архитектуре выстроенная цепочка воздействия: наиболее эффективными оказываются малые, но правильно организованные — резонансные — воздействия на сложные системы.